Есть такое направление в науке, как возрастная педагогика. Наряду со школьной педагогикой, педагогикой взрослых, в неё также входит и дошкольная педагогика. Существуют все основания считать дошкольную педагогику самостоятельной областью научно-педагогических знаний. Она изучает процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Используя общенаучные, общепедагогические методы исследования, черпая сведения из психологии, анатомии и физиологии человека, дошкольная педагогика исследует закономерности и особенности развития, воспитания и обучения ребёнка с рождения до поступления в школу. Теоретический поиск, анализ реальной практики позволяет дошкольной педагогике разрабатывать, совершенствовать средства, методы и приёмы воспитания ребёнка в семье, дошкольных образовательных учреждениях, прогнозировать тенденции их развития, определённым образом влияя на и политику государства в этой области.
Итак, дошкольная педагогика – наука о закономерностях воспитания и обучения детей с рождения до поступления в школу.
Как и у любой другой науки, у дошкольной педагогики есть свой научный аппарат. В него входят следующие компоненты:
-
Объект дошкольной педагогики – воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс.
-
Предмет дошкольной педагогики – закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка.
Нет ни единого аспекта жизни ребёнка до школы, которыми не интересовалась бы дошкольная педагогика. Поэтому действительно широк круг проблем, которые она исследует. Дошкольная педагогика является синтезом теории и практики, которые взаимно обогащают одна другую, являясь условием должного функционирования всех звеньев и факторов дошкольного воспитания. Есть у дошкольной педагогики и свои источники, из которых она черпает знания: это народная педагогика (то есть педагогический опыт народа), идеи известных педагогов прошлого, передовой педагогический опыт, а так же данные смежных наук, особенно тех, которые изучают человека.
|