
На пятом году жизни особенно
ощущается преобладание возбуждения над процессами торможения, которые при
малейшем нарушении условий жизни приводят к бурным эмоциональным реакциям со
стороны ребёнка. Поэтому воспитательный процесс требует от взрослых терпения,
чувствительности, чёткого определения времени, отведённого на деятельность и
отдых.
Заметные изменения
происходят в сфере общения детей пятого года жизни с окружающими. Если в
отношениях с близкими взрослыми дети этого возраста доверчивы, спокойны и
уверенны, заинтересованы в контактах с ними, то в присутствии постороннего
взрослого им свойственны стеснительность, неспокойное состояние. Но при этом
дети стремятся к контактам и с этими взрослыми. На пятом году жизни возрастает
интенсивность общения детей с близкими взрослыми (при эмоционально позитивном
отношении взрослых к контакту с детьми). Для налаживания сотрудничества с
ребёнком в специфически детских видах деятельности, взрослый должен умело
пользоваться особым настроением и характером речи, всей гаммой экспрессивных
средств. Именно при этих условиях он сможет задействовать сильнейший механизм
воспитания: упражнение-подражание. Доверчивые, эмоционально окрашенные отношения
близких взрослых с детьми послужат действенным источником чувствительности и
всей гаммы эмпатийных переживаний детей.
Названные особенности
проявляются и в сфере общения ребёнка со сверстниками. На фоне дальнейшего
возрастания потребности в сотрудничестве с другими детьми, выразительнее
проявляется потребность в доброжелательном внимании со стороны товарищей. Именно
в этом возрасте дети осознают своё место в группе сверстников. На этой основе
чётко просматривается выборочное отношение ребёнка к партнёрам по общению.
Культурно-гигиенические навыки
Умывание. Продолжайте формировать позитивное отношение ребёнка к
гигиеническим процедурам, понимание того, что окружающие одобряют действия,
связанные с соблюдением культуры гигиены и аккуратности, осуждают проявления
неряшливости. Умываться дети уже должны самостоятельно, соблюдая следующую
последовательность: закатывать рукава, открывать кран, смачивать руки водой,
намыливать руки, хорошо смывать мыло, отжимать воду ладонями, не разбрызгивая
её, закрывать кран, досуха вытирать руки полотенцем. Следует приучать ребёнка по
указанию взрослого и самостоятельно замечать свои грязные руки, лицо, мыть их.
Дети должны уметь пользоваться зубной щёткой, полоскать рот после еды.
Поведение за столом. Ребёнка приучают к соблюдению правил поведения во
время еды: спокойно садиться за стол, есть с удовольствием, аппетитом и быть
аккуратным; во время еды не класть локти на стол; жевать с закрытым ртом, не
спешить, тщательно пережевывать пищу; необходимо научить бережно обращаться с
хлебом и другими продуктами; правильно пользоваться столовой посудой (в том
числе вилкой), не мешать другим, выходя из-за стола благодарить.
Одевание. Ребёнок пятого года жизни должен уметь одеваться и раздеваться
в определённой последовательности, складывать и убирать одежду на место,
различать обувь на правую и левую ногу, правильно обуваться. Следует учить
ребёнка вежливо обращаться с просьбой о помощи, а также подходить к зеркалу,
замечать плохой внешний вид, устранять неаккуратность; без напоминания взрослого
пользоваться носовым платком.
Культура
деятельности
Формирование знаний правил культуры деятельности. Детей этого возраста
знакомят с основными правилами культуры деятельности, учат соблюдать их
самостоятельно, без напоминания взрослого. При необходимости, напоминают
ребёнку, делая соответствующие указания, стимулируя вспомнить, как необходимо
поступить.
Общая деятельность и игры. Важным заданием воспитания культуры поведения
ребёнка пятого года жизни является воспитание бережного отношения к игрушкам,
предметам, материалам для поделок, учебных пособий. Особенное внимание нужно
уделять рациональному подбору игрушек и материалов для деятельности, формировать
навыки культуры пользования ими.
В игровую зону следует добавить оборудование для игр, которые отображают
разнообразную трудовую деятельность взрослых. Так в игре ребёнок сможет:
постирать кукольное бельё, высушить его, сделать несложный ремонт, приготовить
вкусный ужин и т.д. С пятого года жизни ребёнка можно учить сервировке стола.
Труд. Детей продолжают приучать радоваться чистоте и порядку в комнате,
чистой, аккуратной одежде, учат бережно обращаться с вещами. По напоминанию
взрослого ребёнок должен уметь убирать свои игрушки на место, бережно к ним
относится, с любовью ухаживать за ними, радоваться, когда взрослый отремонтирует
сломанную игрушку.
Чтение сказок. Продолжайте формировать у детей культуру слушателей и
читателей, приобщайте к книге как источнику знаний, формируйте бережное
отношение к книгам, иллюстрациям. Обсуждайте вместе с детьми прочитанное.
Сон. Все необходимые навыки у детей уже, как правило, сформированы.
Главное, чтобы дети не игнорировали правила, выполняли их ежедневно.
Культура
общения
С взрослым. У детей этого возраста углубляют представления о разнице в
людях (половых и возрастных), выделяя особенности их внешнего вида, одежды, рода
занятий. Дошкольников учат узнавать взрослых людей в разнообразных изображениях
(фото, на картинках, в скульптуре), узнавать и называть людей разных профессий.
Дети должны уметь различать эмоциональные состояния, искать их причину,
соответственно себя вести. К тому же, дошкольники должны знать, что обращаться к
незнакомым взрослым, воспитателям необходимо на «Вы», используя вежливые формы.
Кроме этого, дети должны уметь делать приятное близким, общаться с взрослыми в
доброжелательном тоне, по примеру взрослых реагировать на состояние и
настроение окружающих людей.
Дети должны знать членов семьи и ближайших родственников, знать и называть
родственные взаимоотношения, понимать, что все заботятся друг о друге.
Необходимо развивать умение детей отвечать на вопросы о семейных отношениях.
Дошкольники должны уметь отображать родственные отношения в игре.
Со сверстниками. Дошкольникам необходимо дать представление о детях
разного возраста, показать половые различия, отличия в одежде, особенностях
поведения, деятельности и т.п. Вместе с ребёнком научитесь запоминать имена
девочек и мальчиков, обращаться уменьшительно-ласкательными именами к малышам.
Приучайте ребёнка видеть и демонстрировать в повседневном поведении позитивное
отношение к детям, умение делать добрые дела. Развивайте умение ребёнка видеть
негативные действия детей, выделять их последствия, выражать своё отношение.
Приучайте детей к словам вежливого обращения «пожалуйста», «извини», «спасибо» и
другим. На этой основе будут формироваться партнёрские игровые взаимоотношения,
дети будут приучаться договариваться друг с другом, самостоятельно решать
конфликтные ситуации, планировать общую деятельность и пр. Учите детей наблюдать
за проявлениями поведения сверстников, используйте возможность негативной оценки
поступков самими детьми. Продолжайте формировать интерес к сверстникам,
доброжелательное к ним отношение, готовность прийти на помощь. Подсказывайте
возможные добрые дела и поступки относительно сверстников, упражняйте
воспитанников в культуре поведения, обсуждайте как позитивные, так и негативные
ситуации поведения.