Индекс цитирования

postheadericon Проведение и описание педагогического эксперимента

Экспериментальный раздел дипломной работы – это основная часть самостоятельной работы дипломника над исследованием. В нем детально описывается содержание, формы и методы обучения и воспитания, разработанные и использованные в процессе экспериментального исследования. Таким образом, раскрывается методика научного поиска.

Первый подраздел второго раздела работы посвящается раскрытию вопроса об организации экспериментального исследования, его теоретическим основам и представлению хода и анализа констатирующего этапа педагогического эксперимента. Вначале следует указать, какие теоретические положения положены в основу проведения экспериментальной работы. Потом указывается база проведения исследовательской работы (название, номер дошкольного образовательного учреждения), контингент детей и воспитателей, принимающих участие в эксперименте. Также необходимо определить цель проведения экспериментального исследования, указать, что оно проходило три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный), а после – детально остановиться на раскрытии каждого из этапов педагогического эксперимента.

Констатирующий этап экспериментального исследования. Определяется цель констатирующего эксперимента и его задачи. Как правило, задачи касаются изучения и определения критериев и показателей, с помощью которых автор будет судить об уровнях развития явления, которое изучается. После этого определяются и описываются уровни развития педагогического явления, определенного как объект исследования. При этом не следует забывать о ссылках на работы ученых. Полученные данные принято оформлять в таблицы для облегчения восприятия.

Дальше необходимо подобрать адекватные критериям и показателям диагностические задания, которые позволяют определить уровни развития исследуемого явления. Таких заданий может быть 3-5, в зависимости от сложности явления, которое исследуется. Особенное внимание автору следует уделить методам, которые он будет использовать в процессе проведения эксперимента. Методы исследования следует подбирать адекватно предмету, цели, задачам, поскольку именно методы помогут их решить. Методы используют на теоретическом и экспериментальном этапе исследования для решения конкретной задачи, изучения педагогической действительности, установления истины, проверки или опровержения отдельных положений и т.п.

Для получения достоверных результатов необходимо использовать разнообразные методы исследования (наблюдения, беседы, анкеты, проблемные задания, изучение педагогической документации, продуктов детской деятельности и другие). Следует заботиться о достаточно полной и объективной фиксации педагогических фактов, особенностей поведения детей, методических приемов, стиле и тактике работы воспитателя, результатах опросов, решении контрольных заданий и т.п. Запись результатов, как правило, ведут в виде протоколов наблюдений, фрагментов (или полных конспектов) занятий, разного рода испытаний. Математический анализ (в абсолютных цифрах и процентах) обобщается в виде таблиц, графиков, схем. Количественные результаты позволяют определить индивидуальный уровень развития каждого ребенка и типичный для нескольких детей, а также определенные тенденции, возможно, закономерности на основе изучения достоверно значимой выборки фактов. Все это требует дальнейшего качественного анализа, психолого-педагогического объяснения. Для этого количественные показатели, полученные разными методами, сопоставляют, сравнивают, группируют, ранжируют, характеризуют, дают им педагогическое объяснение и разъяснение без преувеличений.

Следующим шагом является описание хода и анализа результатов диагностического (констатирующего) исследования. Здесь следует указывать название диагностического задания, его цель, ход, инструкции для обследуемых. Потом подают развернутый анализ полученных результатов, а также предлагают количественные данные. При этом важно показать типичные особенности выполнения задания, присущие определенным подгруппам обследуемых, определяют определенные тенденции и закономерности. По этому принципу описываются все задания констатирующего эксперимента, после чего через определение среднего арифметического по всем заданиям высчитывают уровень развития по каждому ребенку, а потом и всей группе детей.

В конце подраздела, освещающего вопросы проведения и анализа результатов констатирующего этапа эксперимента, следует сделать выводы о том, как дальше будет проводиться экспериментальная работа, определить путь, которым будет идти исследователь, решая задачи формирующего этапа педагогического эксперимента.

Отдельно следует остановиться на группах обследуемых детей. Распространенной ошибкой дипломников является определение контрольной и экспериментальной группы в начале констатирующего эксперимента. Это неправомерно, поскольку по первому «впечатлению» от групп нельзя сказать, какая из них будет экспериментальной, а какая контрольной. Группы детей одного возраста подбираются равными по количеству, и приблизительно одинаковыми по уровню развития. После проведения диагностического обследования только за качественными показателями можно судить о том, что одна группа является более «сильной» – именно она будет определена как контрольная и в ней специальное экспериментальное обучение с детьми проводиться не будет. Другая группа детей определяется как экспериментальная и именно в ней дальнейшая работа будет проводиться по специально разработанной автором исследования программе. Именно описанию хода работы с этой подгруппой детей будет посвящен следующий подраздел исследования.

Иногда научный руководитель предлагает студенту не определять контрольную и экспериментальную группу, а проводить исследование в одной и той же группе. В этом случае уровни развития каждого ребенка будут сравниваться в начале и в конце экспериментальной работы.

Формирующий этап экспериментального исследования. На этом этапе исследования проверяется ценность разработанной дипломником методики и вероятность сформулированной в начале исследовании гипотезы.

Проверка гипотезы происходит за счет введения в учебно-воспитательный процесс новых условий и методик, а также изучения их влияния на повышение эффективности обучения и воспитания детей. В ходе построения методики и организации формирующего эксперимента целесообразно провести их структурирование и выделить последовательные этапы осуществления работы:

— подготовительный этап – определяются методы и приемы, которые использует исследователь для  приобщения детей к необходимому виду деятельности, в котором будет осуществляться дальнейшая работа;

— собственно экспериментальный (основной) этап, в ходе которого будет апробировано содержание учебного материала или новые методы обучения и воспитания (или их комбинация), эффективность использования нестандартных форм организации работы с детьми и т.п. Описывая формирующий эксперимент, необходимо не только показать систему работы и обосновать предполагаемую эффективность использования того или иного элемента влияния педагога на воспитательный процесс и, естественно, на детей. Автору дипломной работы необходимо доказать, чем предлагаемая методика отличается от методики работы в контрольной группе. Важно указывать не только на сложности, возникающие в процессе работы, но и объяснять, почему они возникли, а также какими педагогическими средствами они были решены и устранены.

— заключительный этап формирующей работы должен логически завершить исследовательскую работу, показать достижения на заключительном этапе формирующего эксперимента.

Контрольный этап педагогического исследования. Как правило, этот подраздел повторяет диагностическое обследование детей двух групп на констатирующем этапе. Но теперь его цель – сравнение уровней развития детей в начале и конце экспериментальной работы. Автору необходимо показать преимущества экспериментальной работы над традиционной на основе изменений в развитии детей. Поэтому в этом подразделе важное место занимает обработка и представление качественных и количественных данных в виде описания, таблиц, схем, диаграмм и т.п. Данные контрольного этапа эксперимента обязательно необходимо сравнить с данными констатирующего обследования детей, а также сравнить между собой контрольную и экспериментальную группы. На основе получены данных следует сделать выводы об эффективности использованных методов и приемов воспитания и обучения детей экспериментальной группы.

Прочтите также:

6 комментариев к записи “Проведение и описание педагогического эксперимента”

  • Важная и нужная статья для всех, кто собирается заняться научной деятельностью, обязательной частью которой есть исследовательская деятельность. Хорошо Вы о студентах заботитесь, Виктория Анатольевна!

  • Александр:

    ВИКТОРИЯ!
    Браво! Блестяще подан материал! Даже мне, техническому специалисту и далекому от Педагогики человеку (правда уже воспитали двоих деток, соискателей степени по 13.00.04) было увлекательно и интересно читать.
    Поначалу думал пишет студентка — стиль изложения — юный, научно-популярный, но когда не нашел ни одного лишнего слова, понял: уровень высочайший. Стиль редкого таланта — популяризатора науки — как называли раньше таких ученых, а ведь их в мире можно по пальцам пересчитать.
    Считаю Вам надо продолжать, защитить докторскую и радовать дальше читателей.
    А как продолжение статьи, желательно было бы привести характерные примеры по направлениям.
    С уважением, зам.ген.директора по научной работе УкрНИИ промышленного развития (г.Харьков) А.Завгородний

  • Mila:

    Большое спасибо за статью, все изложено очень понятно и содержательно. Всё сразу разложилось по полочкам.

  • Лілія:

    Ой, величезне дякую!) Нарешті знайшла матеріал з зрозумілим та доступним викладом)

  • Анюта:

    Спасибо! Очень помогло при написании курсовой работы по методике.

  • тина:

    спасибо

Оставить комментарий

РЕКОМЕНДУЕМ МАМАМ!
Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.