Тема и план дипломной работы
Теперь, когда мы знаем основные моменты, связанные с ходом выполнения дипломной работы, приступим собственно к технологии работы. Она начинается с выбора темы и разработки плана дипломного исследования.
Выбор темы дипломного исследования является ответственным этапом в работе выпускника, поскольку он определяет будущую деятельность студента на учебный год и решающим образом обусловливает результат исследования. Как показывает практика, правильно выбранная тема — половина дела в успешном выполнении дипломной работы.
Тема дипломной работы должна быть актуальной и иметь практическую значимость. Название темы должно быть по возможности коротким (10-12 слов), точным и отвечать содержанию дипломной работы (в формулировке темы должна звучать проблема). Ориентировочная тематика дипломных работ предлагается кафедрами с целью облегчения ориентации в более актуальных проблемах современной педагогической науки. Студент имеет право выбрать тему для исследования из перечня, или предложить собственную. В этом случае необходимо обоснование целесообразности ее разработки. Возможно, что выбранная тема продолжает тематику выполненной ранее курсовой работы, или непосредственно связана с местом будущей трудовой деятельности выпускника. Главное, чтобы тема дипломной работы была интересна самому студенту. Рассмотрим несколько примеров тем дипломных работ:
- Педагогика детства В.А.Сухомлинского как средство реализации собственных возможностей ребенка старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
- Ознакомление дошкольников в бытовой техникой в дошкольном образовательном учреждении и семье с целью приобщения к ценностям современного мира.
- Воспитание самостоятельности как фактора реализации своих возможностей детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
- Элементарные опыты как средство развития познавательно-поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
- Подготовка к школьному обучению как становление самостоятельной и творческой личности детей старшего дошкольного возраста.
- Ознакомление детей с родословной как фактор развития общечеловеческих ценностей.
- Стимулирование развития широких социальных интересов старших дошкольников средствами современных детских энциклопедий.
После того, как студент определился с темой дипломной работы, он должен согласовать ее с научным руководителем и утвердить на кафедре. После утверждения на кафедре замена или корректировка темы дипломной работы возможна только в исключительных случаях с разрешения заведующего кафедрой. Темы дипломных работ студентов не должны повторяться.
После утверждения темы студент начинает работу над ознакомлением с литературными источниками и согласовывает план дипломной работы.
Составление плана дипломной работы целесообразно начинать только после того, как студент сформулировал общее представление про объект и предмет исследования. А для этого необходимо начать работу по изучению научной литературы — словарей, учебников, монографий, учебных пособий, статей в периодических изданиях, а также анализа нормативной базы. Поиск необходимой литературы студент осуществляет самостоятельно, работая в библиотеках, читальных залах, методических кабинетах дошкольных образовательных учреждений.
План дипломной работы должен быть коротким, четким и содержательным. Он должен иметь: введение, разделы (их как правило два — теоретический и практический) и подразделы (2-3 в каждом разделе), выводы, список использованных источников и приложения (при необходимости). В рамках первого раздела рекомендуется определять два-три подраздела. Это количество является оптимальным и позволяет раскрыть собраный теоретический материал в определенной логической последовательности. Як правило первый и второй подразделы раскрывают объект исследования (сущность, основные понятия, классификации, особенности, общие методы и приемы, формы организации и т.п.), третий — раскрывает предмет исследования. Во втором разделе также традиционно принято выделять три подраздела. Первый посвящено ходу и анализу данных констатирующего этапа экспериментального исследования, второй — формирующего, третий — ходу контрольного этапа эксперимента и анализу полученных результатов исследования. Существенно увеличивать, дробить или уменьшать количество вопросов плана с учетом объема дипломной работы не считаем целесообразным.
Самостоятельно составленный студентом план дипломной работы обсуждается с научным руководителем, при необходимости корректируется и только после этого утверждается. После утверждения плана начинается работа над введением дипломной работы, в котором обосновывается актуальность выбранной темы исследования и определяется научный аппарат.
Спасибо за цикл статей. Студентам старшекурсникам этот материал нужен как воздух!
Какая интересная статья. Жаль она мне раньше не попалась. А ведь так не хватало такой информации!