Информацию о воспитании ребенка какого возраста Вы ищите?

View Results

Loading ... Loading ...
Хотите получать статьи с сайта себе на почту? Заполните форму ниже:

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

postheadericon Семейная педагогика: источники и связь с другими науками

Теперь мы уже знаем, что семейная педагогика может быть разделом общей педагогики. Так, в педагогике раннего возраста, дошкольной педагогике, возрастной педагогике и пр. есть раздел «семейное воспитание». Однако педагогика семейного воспитания – это и отдельная отрасль, самостоятельная дисциплина. В связи с этим нам нужно продолжить изучать структуру этой науки. В частности, в данной статье поговорим о том, какие источники дают информацию для развития семейной педагогики и как эта наука связана с другими науками.

Откуда же педагогика семейного воспитания черпает знания? Каковы источники этой науки?

Как и другие отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается, анализируя, обобщая и вбирая в себя самое ценное, созданное педагогической мыслью прошлых времен и самые передовые современные исследования.

Представим в виде схемы источники семейной педагогики:

Идем дальше… :)

В предыдущей статье мы уже говорили о том, что семья является объектом исследования многих наук. Каждую из них так или иначе интересуют вопросы воспитания подрастающего поколения. Давайте представим эти связи в виде схемы:

А теперь рассмотрим подробнее:

Философия – разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому является теоретической основой семейной педагогики. Она  помогает осмыслить опыт домашнего воспитания, научные труды в этой области и создает на этой основе педагогические концепции.

Демография и социология – изучают состояние и тенденции развития современной семьи. Данные этих наук позволяют определить государственную семейную политику. Демография занимается проблемами изучения состава семьи, ее занятостью трудовой деятельностью, соотношением поколений, деторождения и пр. Социология рассматривает семью как социальный институт и универсальный фактор социализации ребенка. Ее интересуют типы, формы, функции семьи, организация и этапы семейной жизни.

Экономика – изучает хозяйственную сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и т.п.

Юриспруденция – определяет правовые основы семьи, брака, домашнего воспитания.

Этика – занята изучением проблем семьи как «цитадели» нравственности (нравственные ориентации, традиции).

История – изучает становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств и отношений.

Этнография – помогает сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, обычаи национально-этнического домашнего воспитания.

Психология – исследует особенности общения в семье, характер детско-родительских отношений, слагаемые психологической атмосферы, благоприятной для формирования личности.

Медицина и физиология – занимаются изучением проблем здорового образа жизни, профилактикой заболеваний.

Генетика – изучает проблемы наследственности.

Педагогика – изучает семью с точки зрения ее воспитательного потенциала, ищет пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.

 

Итак, многие науки в границах своего предмета изучают те или иные характеристики современной семьи, важные для семейной педагогики. Однако в последние десятилетия назрела необходимость в интеграции как научных знаний о семье, так и методов ее изучения в рамках одной науки, которая обеспечит междисциплинарный подход и системный анализ современной семьи, ее функций, важнейшей из которых является воспитательная. Такая наука на сегодня пребывает в стадии своего становления.

Это название предложено философами А.Г.Харчевым и М.С.Мацковским еще в 1978 году.

Будем свидетелями становления и развития новой науки!

* * *

По материалам книги Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 9-18.

Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям:
Мои страницы в социальных сетях:

1 комментарий к записи “Семейная педагогика: источники и связь с другими науками”

  • Какая прелесть. Виктория Анатольевна, если б Вы знали как мне нужен этот матерал))) Как повезло Вашим студентам — Вы им так облегчаете труд по нахождению нужных учебных материалов!

Оставить комментарий к записи Лия