Задачи и методы семейной педагогики
Сориентировавшись в основных теоретических моментах, связанных с понятием педагогики семейного воспитания, а также ее источниками и связью с другими науками, будем идти дальше. Во-первых, попробуем разобраться с задачами семейной педагогики. Во-вторых, определим методы семейной педагогики.
Задачи семейной педагогики:
- разработка теоретических и практических проблем семейного воспитания;
- изучение опыта семейного воспитания;
- внедрение научных достижений в практику семейного воспитания;
- исследование путей повышения педагогической культуры родителей;
- обоснование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и профессиональных педагогов.
Методы семейной педагогики
Представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрывают многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.
Они делятся на две большие группы:
1. Методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется домашнее воспитание:
- анализ произведений искусства и художественной литературы;
- искусство педагогической герменевтики (умение истолковывать и понимать педагогический опыт, который представлен в различных продуктах материальной и духовной культуры);
- метод идентификации (в его основе лежит понимание исследователем другого человека, благодаря способности поставить себя на его место, как бы воплотиться в нем).
2. Исследовательские методы, которые используются для изучения семьи как воспитательного института:
- сбор фактического материала, который характеризует семью и домашнее воспитание;
- обнаружение объективных связей, всестороннее изучение любых фактов и явлений домашнего воспитания в связи с другими социальными характеристиками семьи (например, особенности воспитания в семьях разного типа, состава и т.п.);
- изучение литературных источников;
- наблюдение;
- беседа;
- «педагогический консилиум»,
- метод независимых характеристик;
- метод сочинений;
- изучение и обобщение опыта;
- изучение продуктов деятельности детей;
- изучение документации;
- опытная работа и многие другие;
- социологические методы (социологические опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия);
- психологические методы (помогают расширить и углубить представления о семье; дают возможность испытуемым осознать свои взаимоотношения, сделать выбор и т.п.).
- метод изучения семьи глазами ребенка;
- методы математической обработки полученных экспериментальных данных (шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др.);
- методы теоретического анализа и диалектического познания;
- сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ;
- раскрытие;
- обобщение и систематизация полученных данных,
- прогностическое моделирование и др.
Думаю интересные фактические данные может дать метод изучения семьи глазами ребенка. Не приходилось читать подобных исследований, хотя работая практическим психологом использовала рисуночный тест «Моя семья» с последующей беседой с ребенком по рисунку.
Столько много задач.Нужно подробнее разобраться .Я ожидала,что это ссылки к подробному описанию,по каждому пункту.Хорошо если они появятся в дальнейшем.И приведут на подробные статьи с примером ситуации.
прекрасный сайт!благодарю!