postheadericon Воспитываем культуру поведения

Второй год жизни – значительный этап в развитии ребенка, начало широкого общения с окружающим миром. Для детей этого возраста характерным является нестойкое поведение. Это требует особого внимания со стороны взрослых для нормализации поведения малыша, поддержания его хорошего настроения.

 

Общение взрослого с ребенком приобретает ярко выраженный познавательный характер. В процессе общения ребенок учится действовать совместно с взрослым. Так малыш постепенно знакомится с окружающим, свойствами предметов, действиями с ними, правилами поведения.

С приобретением и обогащением жизненного опыта у ребёнка начитает проявляться стремление к самостоятельности. Дети стремятся все делать сами: есть, играть, действовать. Можно заметить, как они напрягают все свои силы, чтобы преодолеть трудности. Но их действия еще очень импульсивны, слабо контролируются и не осознаны как целенаправленная деятельность. В этот период могут возникать противоречия между возможностями и потребностями ребёнка. Их должен решить взрослый. Желательно не делать все за ребенка, а совместно с ним; помогать и давать проявиться самостоятельности.

Культурно-гигиенические навыки

Умывание. У детей продолжают формировать навыки умывания, напоминают про необходимость закатывать рукава, перед мытьем рук, помогают это сделать. Ребенка учат наклоняться в процессе умывания, показывают, как намыливать руки, как их мыть, следят, чтобы малыш хорошо смывал мыло водой. Постепенно ребенку предлагают самостоятельно открывать кран с водой, объясняя, что вода должна бежать тонкой струйкой. Также детей приучают к правилам пользования полотенцем. В условиях детского сада малыш должен находить свое полотенце и пользоваться только им, тщательно вытирая руки и лицо.

Внешний вид. Малышам необходимо постоянно напоминать о необходимости следить за своим внешним видом, используя простейшие указания: «Посмотри в зеркало, хорошая ли у тебя прическа? Что нужно сделать? Что для этого нужно?», «Посмотри на себя, ты хорошо выглядишь?». Взрослые обращают внимание ребенка на аккуратность в одежде, напоминают о необходимости пользования носовым платком. У малышей формируют эмоционально негативное отношение к грязи, желание постоянно быть чистым и аккуратным. Во время туалета стимулируют самостоятельные попытки детей просится на горшок, спокойно сидеть на нем до позитивного результата.

Прием пищи. У детей формируют навыки самообслуживания: приучают самостоятельно сидеть за столом, аккуратно пить из чашки, есть ложкой суп с хлебом. Со второго полугодия малыша приучают пользоваться салфеткой, благодарить за еду, после еды придвигать стул на место под столом.

Одевание. Ребенка приучают принимать активное участие в раздевании (снимать шапку, обувь, брюки, колготки, носки) и одевании (натягивать колготы, обуваться, одевать шапку). Также необходимо учить ребёнка одеваться и раздеваться в определённой последовательности – одеваемся «снизу вверх», раздеваемся «сверху вниз». Напоминаем о необходимости аккуратно обращаться с одеждой, складывая ее в специально отведенное место.

Сон. У малышей продолжают формировать навыки быстрого засыпания, постепенно переводя их со второго полугодия на одноразовый дневной сон.

Культура деятельности

Соблюдение режима. Постепенно у детей формируют привычку к режиму дня: засыпать и просыпаться, вставать, осуществлять гигиенические процедуры, есть, играть, гулять на свежем воздухе, заниматься с взрослым в специально отведённое для этого время. В общении с малышом ему необходимо объяснять: «что мы сейчас будем делать», «почему нельзя идти гулять, пока не поели», «что необходимо сделать перед сном» и так далее.

Первые игровые навыки и элементы труда. Малышам следует показывать игровые действия с разными игрушками, объясняя их. Необходимо приучать ребенка к тому, что, например, укладывать спить или кормить можно не только куклу, но и зайчика, мишку и другие игрушки. Следует учить малыша проявлять заботу об игрушках. В процессе игр стимулируют желание малыша повторять трудовые действия, которые они ежедневно наблюдают в своей жизни (мама моет посуду, сервирует стол, кормит, одевает и другие). Также продолжают работу по развитию мелкой моторики пальцев рук, организовывая пальчиковые игры.

Поддержание порядка в деятельности и правила обращения с вещами. На протяжении второго полугодия жизни необходимо закреплять умение ребенка самостоятельно садиться на стул, следить за порядком в окружающей среде, формировать навыки поддержания чистоты и наведения порядка в игрушках. Детей приучают к тому, что необходимо бережно относится к игрушкам, личным вещам, вещам общего пользования; использовать их по назначению и класть на место.

Умение управлять собственным поведением. Ребенка учат не только понимать слова «нельзя», «можно», «нужно», но и действовать соответственно этим требованиям.

Культура общения

Со взрослыми. Взрослые приобщают малыша к речевому общению, развивают активную речь как средство общения с окружающими. Для этого необходимо давать ребенку образец речи через подражание и совершенствование произношения. Также следует приучать малыша говорить спокойно, тихо вести себя в общественных местах, слушать взрослого, выполнять его поручения и просьбы. Необходимо закреплять умение ребенка здороваться, прощаться и благодарить. В общении с окружающими людьми необходимо учить откликаться на эмоциональное состояние взрослого. Самое время начинать работу по формированию умения наблюдать за трудом взрослых, развивать желание помогать им.

Со сверстниками. Обращая внимание на сверстников, у малыша формируют умение пожалеть товарища, радоваться вместе с ним, делиться игрушками. Детей учат играть, не мешая друг другу, просить игрушки, дружно играть. Взрослым необходимо стимулировать стремление малышей переходить от игр наедине к действиям рядом, а также поощрять кратковременные совместные действия детей.

Прочтите также:

2 комментариев к записи “Воспитываем культуру поведения”

  • Моему сыну год и девять. За последний месяц-полтора он повзрослел очень сильно. Уже не малыш, а такой пацан-шкода. На все у него есть собственное мнение и, конечно, все хочет делать по-своему.

    Только вот с дисциплиной у нас пока не очень. Еще вопрос, кто кого воспитывает: мама сына, или он маму 🙂

  • Viktoria:

    Шмыга — это хорошо. Значит малыш активный, жизнерадостный. Дисциплина — дело времени. Главное — стать партнерами: уметь учитывать его интересы и договариваться. Поэтому воспитание — процесс двусторонний — вы воспитываете его, а он Вас.
    Успехов!

Оставить комментарий

РЕКОМЕНДУЕМ МАМАМ!
Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.