На
четвертом году жизни у детей продолжают развиваться психические функции,
возрастают физические возможности, показатели роста. В течение года масса тела
ребенка увеличивается на 1,5—2 кг, рост — на 5—7 см; к 4 годам масса тела его
достигает примерно 16,5 кг, рост — 102 см, окружность грудной клетки — 53 см.
Продолжается интенсивное развитие структуры и функций головного мозга.
Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более
разнообразными и координированными становятся движения.
С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании
деятельности ребенка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях
с окружающими.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка
приобретают намеренный характер. В разных видах деятельности — игре, рисовании,
конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают
действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу
неустойчивости внимания эта цель может «теряться», ребенок быстро отвлекается,
оставляет одно дело ради другого.
Развивается сюжетно-ролевая игра. В такой игре ребенок берет на себя
определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес
ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца
поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры
детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом, однако
достаточной согласованности между участниками такой игры еще нет и
продолжительность ее невелика.
В изобразительной деятельности и конструировании дети переходят к намеренному
изображению предметов, хотя способы реализации этого намерения еще несовершенны.
В рисовании возможности ребенка начинают определяться графическими
образами-представлениями о том, как изображаемый предмет должен выглядеть на
бумаге. Постепенно количество графических образов возрастает, соответственно
расширяется и диапазон изображаемых ребенком предметов.
В игре, рисовании, конструировании происходит знакомство ребенка со свойствами
предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний
ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но усваивать и
некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств — сенсорные
эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками,
с которыми сопоставляются особенности
воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное мышление. Ребенок
оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма,
цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов
(одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих
и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или
имеющих общее назначение.
Резко возрастает любознательность детей. Особенно велик их интерес к причинам
явлений: вопросы о причинах становятся преобладающими.
В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно
увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем,
которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
У детей повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым
элементам художественной формы — ритму, рифме. Дети различают поэтический и
прозаический тексты, у них растет интерес к слушанию сказок и стихов,
усиливается стремление подражать речевым интонациям взрослых.
Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Они
различают контрастное настроение музыкальных произведений (веселое, спокойное),
узнают знакомые песни и пьесы, называют их. Дети различают звуки по высоте (в
пределах сексты), тембры музыкальных инструментов (высокий, низкий и средний
регистры). На четвертом году жизни дети хорошо подстраиваются к голосу педагога,
начинают петь протяжно. Они могут передать в движении ритм ходьбы и бега, яркие
динамические и темповые изменения, двухчастную
форму пьесы.
Достижения в психическом развитии ребенка (особенно овладение намеренными
действиями) создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере
обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на
подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме
организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение
определенного задания.
Несмотря на растущую самостоятельность детей, роль взрослого в их жизни очень
велика. Основные побуждения к общению со взрослыми у детей начинают переходить
из сферы чисто практической (совместного выполнения действий) в сферу
познавательную: взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений
об окружающем. Дети обнаруживают повышенную чувствительность к тону, настроению
и отношению к себе со стороны окружающих. Они легко заражаются эмоциональным
состоянием сверстников и взрослых.