Главная

Наши дети

До рождения

Первый год жизни

Второй год жизни

Третий год жизни

Четвертый год жизни

Пятый год жизни

Шестой год жизни

Седьмой год жизни

Педсовет

Полезная литература

Об авторе

Ссылки

Контакты

   

 

 
   
   
   
   
 

Общая характеристика возраста

В содержание

 

На четвертом году жизни у детей продолжают развиваться психические функции, возрастают физические возможности, показатели роста. В течение года масса тела ребенка увеличивается на 1,5—2 кг, рост — на 5—7 см; к 4 годам масса тела его достигает примерно 16,5 кг, рост — 102 см, окружность грудной клетки — 53 см.

Продолжается интенсивное развитие структуры и функций головного мозга. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в развитии отдельных пси­хических процессов, в отношениях с окружающими.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают намеренный характер. В раз­ных видах деятельности — игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети  начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустой­чивости внимания эта цель может «теряться», ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Развивается сюжетно-ролевая игра. В такой игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведе­ние. В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаружи­вается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом, однако достаточной согласованности между участниками такой игры еще нет и продолжительность ее не­велика.

В изобразительной деятельности и конструировании дети пере­ходят к намеренному изображению предметов, хотя способы реализации этого намерения еще несовершенны.

В рисовании возможности ребенка начинают определяться гра­фическими образами-представлениями о том, как изображаемый предмет должен выглядеть на бумаге. Постепенно количество графических образов возрастает, соответственно расширяется и диапазон изображаемых ребенком предметов.

В игре, рисовании, конструировании происходит знакомство ре­бенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мыш­ление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойст­ва предметов, но усваивать и некоторые общепринятые представ­ления о разновидностях этих свойств — сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерка­ми,   с   которыми   сопоставляются   особенности    воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-об­разное мышление. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объе­динение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назна­чение.

Резко возрастает любознательность детей. Особенно велик их интерес к причинам явлений: вопросы о причинах становятся пре­обладающими.

В этом возрасте происходят существенные изменения в разви­тии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются эле­ментарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

У детей повышается восприимчивость к художественным про­изведениям, к некоторым элементам художественной формы — рит­му, рифме. Дети различают поэтический и прозаический тексты, у них растет интерес к слушанию сказок и стихов, усиливается стремление подражать речевым интонациям взрослых.

Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзыв­чивость на музыку. Они различают контрастное настроение музыкальных произведений (веселое, спокойное), узнают знакомые песни и пьесы, называют их. Дети различают звуки по высоте (в пределах сексты), тембры музыкальных инструментов (высо­кий, низкий и средний регистры). На четвертом году жизни дети хорошо подстраиваются к голосу педагога, начинают петь про­тяжно. Они могут передать в движении ритм ходьбы и бега, яркие  динамические  и  темповые  изменения,  двухчастную  форму пьесы.

Достижения в психическом развитии ребенка (особенно овладе­ние намеренными действиями) создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возмож­ность перейти от форм обучения, основанных на подражании дей­ствиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на вы­полнение определенного задания.

Несмотря на растущую самостоятельность детей, роль взрос­лого в их жизни очень велика. Основные побуждения к общению со взрослыми у детей начинают переходить из сферы чисто практической (совместного выполнения действий) в сферу познавательную: взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающем. Дети обнаруживают повышенную чувствительность к тону, на­строению и отношению к себе со стороны окружающих. Они легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников и взрослых. 

 

 

В содержание

 

При полном или частичном использовании материалов, ссылка на doshkolyata.com.ua обязательна!         

© 2007-2008, "ДОШКОЛЯТА"    

 

Веб-кольцо 'НАШИ ДЕТИ'
Список сайтов веб-кольца
Предыдущий сайт
Следующий сайт
Случайный сайт

  Rambler's Top100

 

  Каталог детских ресурсов 
KINDER.RU