Вопросы культуры поведения того или иного человека или самого себя волнуют нас ежедневно. «Как себя вести в той или иной ситуации? Культурно ли ведут себя окружающие? Как научить ребёнка быть культурным? Когда начинать воспитание у ребёнка навыков культурного поведения?» – все эти вопросы возникают у родителей ежедневно.
В педагогической литературе культура поведения определяется как совокупность сформированных социально значимых качеств личности, ежедневных поступков в обществе, которые основаны на нормах морали и личностной культуры.
Итак, культура поведения является составляющей частью морального воспитания ребёнка. Подходы к воспитанию культуры поведения не должны сводиться только к формированию определённой совокупности знаний, умений и навыков. Сегодня взрослым необходимо понять, что воспитывая культуру поведения ребёнка, необходимо стать демократичными, избавиться от излишней усложнённости, приобрести естественности и целесообразности. Следует также помнить, что культура поведения не сводится только к внешним проявлениям. В её основе должна быть интеллигентность, духовная сущность личности, активная позиция в обществе.
В понятие культура поведения входит несколько составляющих:
Культурно-гигиенические навыки – это действия, связанные с поддержанием чистоты и порядка. Их условно разделяют на четыре разновидности: навыки личной гигиены, навыки культуры питания, навыки бережного отношения к вещам и навыки поддержания порядка и чистоты в окружающей среде.
Культура общения – совокупность сформированных социально значимых качеств личности, которые определяют способ её существования, способность вносить изменения в действительность.
Культура деятельности – знания, умения и навыки выстраивать взаимоотношения с другими людьми в соответствии с гуманистическими нормами, выработанными обществом.
|