Диагностируем развитие ребенка 10-12 месяцев
Дорогие мамы и папы! Подходит к концу первый год жизни Вашего малыша. Это самый важный год, самый удивительный и стремительный, если сравнивать его с другими возрастными этапами. На первом году жизни ребенок каждый день поднимается еще на одну ступеньку своего развития, преодолевает новый рубеж, удивляет себя и своих родных новыми успехами. В этот период, как ни в какой другой, важно понимать, соответствует ли уровень его развития норме, какая из сфер опережает норму или от нее отстает. Имея данные о развитии малыша, мы можем влиять на недостатки развития, направляя и корректируя отстающие. Делается это в таком возрасте легко – в процессе непосредственного эмоционального общения с Вашим сыном или дочкой.
Вместе со своим сынулей Мишулей мы открываем новый цикл статей, специально созданных для родителей, которые хотят самостоятельно оценивать уровень развития своих детей, следить за особенностями развития, знать, как развивать ребенка, согласно его возрастным особенностям.
- Распечатайте предложенную диагностическую таблицу.
- Изучите задания, приготовьте все необходимое.
- Фиксируйте маркером достижения малыша. Подсчитайте баллы и определите уровень развития Вашего малыша.
Версия для печати с заданиями для диагностики
Подготовьте игровую комнату для проведения диагностики. На полке поставьте игрушки хорошо знакомые ребенку и новые для него (машина, зайка, кукла, пирамидка, мячик, игрушки на сенсорное развитие, кольцеброс). На основе выполнения нескольких несложных заданий с этими игрушками и будем делать наблюдения и выводы о развитии ребенка до 1 года.
Линии развития | Задание, в котором проверяется умение ребенка | Какой результат фиксируем | Показатели | Оценка |
Движения | Предложите ребенку поиграть, указав на полку с игрушками, до которой нужно сначала добраться | Обратите внимание на то, каким способом ребенок добрался до полки и какому уровню развития движений это соответствует (с учетом возраста малыша) | · ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками (10 месяцев)
· стоит без поддержки (11 месяцев) · ходит, держась одной рукой или самостоятельно (12 месяцев) |
3 балла |
· подбадриваемый взрослым, ползает, опираясь на руки и колени с переходом в ползание на животе; неуверенно ходит, держась двумя руками за руки взрослого (10 месяцев)
· стоит с небольшой поддержкой взрослого или большого предмета (стул, диван и т.д.) (11 месяцев) · ходит, держась двумя руками, непродолжительное время — одной рукой (12 месяцев) |
2 балла | |||
· ползает, опираясь на живот (10 месяцев)
· не может самостоятельно стоять без поддержки, неуверен, не осуществляет самостоятельные попытки встать (11 месяцев) · не умеет ходить, держась одной рукой; для собственной безопасности дает взрослому обе руки; самостоятельно не ходит (12 месяцев) |
1 балл | |||
Речь
1) понимание речи взрослого
2) познавательный интерес
3) активная речь |
Взрослый предлагает ребенку 5 действий со знакомыми игрушками: «Дай мячик», «На чашку», «Возьми зайчика», «Принеси медвежонка», «Достань куклу». | Следим, правильно ли малыш выполняет ваши просьбы | Понимает значение слов: «Дай», «На», «Возьми», «Принеси», «Достань». Самостоятельно выполняет предложенные действия с предметами, различает игрушки по названию | 3 балла |
Понимает значение слов: «Дай», «На», «Принеси». С подсказками взрослого выполняет предложенные действия с предметами, различает хорошо знакомые игрушки по названию. | 2 балла | |||
Не хочет играть в предложенную игру. Игнорирует просьбы взрослого. Понимает значение слов: «Дай», «На». | 1 балл | |||
Взрослый предлагает ребенку подойти к полочке и взять любую из игрушек «Возьми, что ты хочешь (что тебе нравится)». | В зависимости от того какую игрушку выберет ребенок продолжается оценивание развития его внимания, мелкой моторики. | Самостоятельно заинтересовывается новыми игрушками, играет с уже знакомыми. Совершает активные действия с предметами, направленные на достижение результата (вкладывает один предмет в другой, открывает и закрывает крышку кастрюли, снимает и надевает кольца на стержень, ставит кубик на кубик, надавливает пальцем на кнопку и др.). Действия с игрушками разнообразны, направлены на рассматривание, изучение и манипуляцию разными способами (потрогать, покрутить, попробовать «на зубок», бросить, покатить и пр.). | 3 балла | |
Стимулируемый (одобряемый, подбадриваемый) взрослым, совершает действия со знакомыми предметами, направленные на достижение результата (вкладывает один предмет в другой, открывает и закрывает крышку кастрюли, снимает и надевает кольца на стержень, ставит кубик на кубик, надавливает пальцем на кнопку и др.), но они не продолжительны, ребенок отвлекается и переключается на другие игрушки, действия рук не всегда согласованы. Малыш использует отдельные исследовательские действия, направленные на целенаправленное изучение свойств предмета, ждет подсказки взрослого. | 2 балла | |||
Не умеет выполнять действия с предметами, направленные на достижение результата. Просто берет, рассматривает игрушку и оставляет, переходя к следующей. | 1 балл | |||
Берите себе игрушки по одной и предложите ребенку повторить за вами «Собачка ав-ав», «Кися мяу», «Машина би-би», коровка «муууу». | Обращайте внимание на реакцию ребенка | Малыш радостно повторяет за вами все предложенные вокализации, включаясь в игру | 3 балла | |
Повторяет отдельные вокализации, только те, которые хорошо знает или любит | 2 балла | |||
Не проявляет желание повторять, занимается своим делом | 1 балл | |||
Внимание | * продолжаем наблюдать за выполнением задания с игрушками | В игре с игрушками отметьте, на какое время концентрации внимания способен малыш | Концентрирует внимание на одном предмете или действии в среднем на 30-60 сек. | 3 балла |
Концентрирует внимание на одном предмете или действии в среднем до 30 сек. | 2 балла | |||
Концентрация внимания до 10 сек. При предложении посмотреть на предмет — бегающий взгляд, отведение взгляда в сторону, крик. | 1 балл | |||
Мышление | * продолжаем наблюдать за выполнением задания с игрушками | Наблюдаем за тем, как ребенок выполняет задания в зависимости от инструкций взрослого | По просьбе взрослого может найти среди предметов несколько, знакомых ему (минимум о 3 игрушках, 3 домашних животных, 3 видах одежды и обуви) | 3 балла |
По просьбе взрослого может найти среди предметов несколько, знакомых ему (минимум о 2 игрушках, 2 домашних животных, 2 видах одежды и обуви) | 2 балла | |||
По просьбе взрослого может найти среди предметов несколько, знакомых ему (минимум о 1 игрушке, 1 домашнем животном, 1 виде одежды и обуви) | 1 балл | |||
Эмоции | * продолжаем наблюдать за выполнением задания с игрушками | Обращаем внимание на настроение малыша во время игры | Открытость и доброжелательность при контакте со взрослым, удивление и радость при показе новой яркой игрушки | 3 балла |
Позитивные эмоции при общении, сдержанное проявление эмоций, серьезность | 2 балла | |||
Проявление негативных эмоций либо нежелания общаться, плачь на предложение поиграть, отказ от сотрудничества | 1 балл |
4. Подсчитайте баллы и определите уровень развития Вашего малыша.
Расшифровку набранных баллов ищите тут.