Первый год жизни малыша — это особый период в развитии. Если сравнить темп развития ребёнка первого года с другими возрастными периодами, мы легко обнаружим, что ни в один другой не будет наблюдаться такого интенсивного темпа изменений. Например, если анализировать физическое развитие малыша, масса его тела до полугода удваивается, а к концу года — утраивается; рост увеличивается на 25 см. На первом году жизни ребёнок овладевает всеми основными движениями (ползание, ходьба, бег, прыжки, метание). В первые месяцы жизни движения ребёнка ещё хаотичны и нескоординированы. На первом году происходит усвоение основных умений в процессе кормления — кроха учится есть из ложки, пить из чашки, в это время у малыша формируют привычку быть аккуратным.
Быстро развивается мозг ребёнка, поэтому повышается трудоспособность и выносливость нервной системы. Так же мы видим изменения в характере сна и бодрствования. С первых месяцев жизни быстро развивается деятельность всех органов чувств и, как следствие, возможность быстрого восстановления связей с внешним миром. Например, развивается ориентировочная деятельность, являющаяся основой развития познавательной деятельности; начинается развитие высших психических процессов – восприятия, памяти, внимания.
На первом году жизни возникают и усложняются эмоции. Очень важно, чтобы они были позитивными, поскольку это в дальнейшем будет влиять на общее развитие ребёнка. Радостный малыш много двигается, лепечет, гулит, агукает. В это время формируются как позитивные, так и негативные привычки. Так, благодаря правильному воспитанию, с первых месяцев жизни, малыша можно приучить просыпаться и засыпать в одно и то же время без посторонних влияний, есть с аппетитом, играть как со взрослым, так и самостоятельно.
В этом возрастном периоде формируются основные действия с предметами, которые имеют решающее значение для развития сенсорики и активной деятельности малыша. Манипулируя предметом или игрушкой, ребёнок знакомится с их свойствами — формой, материалом, цветом, весом и др. Эта деятельность занимает период бодрствования, что обеспечивает ребёнку активность и спокойствие. Уже на первом году жизни у малыша отмечаются первые проявления самостоятельности, настойчивость в достижении цели, интерес и избирательное отношение к окружающим его людям и вещам.
Первый год жизни знаменуется прохождением подготовительных этапов развития речи. Так, голосовые реакции начинают развиваться с первых месяцев жизни, а к концу года малыш, как правило, выговаривает около десяти простых облегчённых слов. Во втором полугодии первого года жизни формируется способность подражать звукам и слогам, развивается умение понимать речь окружающих.
Из-за стремительного темпа развития ребёнка, первый год жизни разделяют на разные возрастные периоды:
-
с рождения до 2,5-3 месяцев, в котором выделяют период новорожденности (до 3-5 недель);
-
с 2,5-3 месяцев до 5-6 месяцев;
-
с 5-6 месяцев до 9-10 месяцев;
-
с 9-10 месяцев до 1 года.
В связи с таким разделением, каждый возрастной период имеет свои задачи и особенности воспитания. Также в каждом из этих периодов выделяют наиболее существенные для общего развития ребёнка умения, которые учёные называют «ведущими линиями развития». Эти умения определяют развитие и поведение малыша в данном периоде, имеют решающее значение для дальнейшего развития, именно на них должно быть направлено особое внимание в процессе воспитания ребёнка. Подробнее смотрите информацию в каждом из возрастных периодов первого года жизни.
|