Семейное воспитание: раздел педагогики и отдельная наука
Как известно, семья – исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Это основной институт формирования, социализации личности ребенка, это первый коллектив, обеспечивающий социализацию ребенка, защищающий от проблем, существующих в обществе.
Семья на сегодня является многогранным и сложно исследуемым феноменом. Ее изучает множество наук. Например – педагогика, представляющая собой на сегодня систему научных отраслей (возрастная педагогика, педагогика раннего детства, дошкольная педагогика, коррекционная педагогика, семейная педагогика и т.д.). Все эти отрасли имеют один предмет исследования. Они изучают сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Но при этом каждая из отраслей занимается изучением сущности воспитания под своим конкретным вектором. Из глубокой древности мы можем выделить две ветви воспитания. Это воспитание в семье и общественных учреждениях. Они имеют много общего, но и очень много различий. Попробуем разобраться подробнее.
Надеюсь, вы понимаете, что на сегодня область семейного воспитания менее изучена по сравнению с общественным воспитанием. Определим основные причины:
- Долгие годы в нашей стране осуществлялась государственная политика, ориентированная преимущественно на общественное воспитание, что принижало роль семьи как социального института, делало малоактуальным изучение теории и практики семейного воспитания.
- Семья, будучи одним из сложнейших образований в истории человечества, имеет много взаимосвязанных направлений своей деятельности (функций), поэтому изучение особенностей семейного воспитания невозможно вести автономно, в рамках одной педагогики: необходим междисциплинарный комплексный подход.
- Семейная жизнь и домашнее воспитание — сложные предметы научного исследования, поскольку зачастую представляют собой «тайну за семью печатями», в которую люди неохотно впускают посторонних, в том числе и исследователей.
- Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными, иных методов, чем те, которые активно и достаточно результативно используются в педагогике при изучении воспитательно-образовательного процесса в детском саду, школе, колледже, вузе.
Но, не смотря на все это, и в отечественной и в зарубежной науке уже давно заложены теоретические основы семейной педагогики. Поэтому мы имеем возможность читать хрестоматийные материалы по семейному воспитанию: Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1535), Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании» (1762 ), И.Г. Песталоцци «Лингард и Гертруда» (1795), А.С. Макаренко «Книга для родителей» (1937), В.А. Сухомлинский «Родительская педагогика», М. Стельмахович «Народная педагогика» и многие другие.
Итак, подведем первые итоги.
Семейная педагогика (педагогика семейного воспитания) – это наука о воспитании детей в семье.
Объектом семейной педагогики является состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института.
Предметом изучения семейной педагогики является сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка.
Прекрасная статья. К своему стыду, из всей перечисленной Вами литературы читала все произведения кроме В.А. Сухомлинский «Родительская педагогика». Скачала, прочитала. Спасибо, что открыли мне ещё одно замечательное произведение Василия Александровича. Цитирую: «Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не веревки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений. Эти отношения — самое главное нравственное богатство семьи».