Теоретический раздел дипломной работы: пишем правильно
Литературный афоризм утверждает: «Изучать явление без книг — все равно, что начать плавание у неизвестном море без карты; изучать же книги без практической работы — значит совсем не выйти в море». Ознакомление с имеющейся научной литературой по теме исследования начинается, как правило, с учебников, словарей, справочников.
На этом этапе студент получает общее представление об исследуемых явлениях, а с помощью списка рекомендованной в них литературы расширяет собственный перечень поиска литературных источников. Не менее важное значение имеет изучение периодических изданий. Это журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкільне виховання», «Дошкольное образование», «Педагогика», «Вопросы психологии», «Пізнайко», газети «Дитячий садок», «Розкажіть онуку» и многие другие. После этого начинается работа с монографиями, пособиями, сборниками научных трудов и другими источниками.
Поиск литературных источников осуществляется с помощью библиотечных каталогов (систематического и алфавитного), библиографических справочников. Работая в библиотеке, необходимо сразу правильно делать записи. При этом внимание следует обращать на следующие моменты:
- Записывать название книги или статьи из периодического издания сразу в соответствии с правилами оформления списка используемых источников (их вы можете взять на своей кафедре или у руководителя дипломной работы). Писать нужно на отдельном листе бумаги с одной стороны. Объясним это хотя бы тем, что сразу вы не сможете выстроить источники в алфавитном порядке. А когда это нужно будет сделать, вы просто воспользуетесь ножницами и клеем. Или, если сразу будете заносить источники в компьютер, сделаете это автоматически (но это будет несколько позже, когда источников наберется много). Ваша главная задача — не потерять информацию и, когда работа над накоплением, анализом и оформлением списка литературы будет закончена, вы без труда сможете присвоить нужному источнику нужный порядковый номер. Тогда не придется искать «потерявшийся» источник.
- Во время пользования материалами из литературного источника, необходимо записывать номер страницы, с которой берется информация для того, чтобы сделать правильную ссылку в тексте дипломной работы.
- Делая сканирование или ксерокопирование, не следует забывать записывать на копиях полные данные источника и заносить название на отдельный листок с перечнем обработанной литературы.
- Записи, пометки из литературных источников и т.п. нужно делать на одной стороне листа бумаги. Это в дальнейшем поможет скомпоновать материал в любом порядке, или, как говорят, пользоваться методом «клея и ножниц» (о нем мы уже говорили в п.1).
- Читая книги, статьи, лучше записать больше, поскольку заранее не всегда известно, что из этого материала может понадобится. Повторный его поиск приведет к излишней трате времени.
- Для сохранения накопленных литературных источников лучше завести специальный файл или папку, в которые складывать записи или ксерокопии к каждому разделу или подразделу работы. Это позволит быстрее систематизировать материал и выяснить, хватает его для раскрытия определенного пункта плана. Поэтому удобным будет приобрести папку на пружине, в которую подшить файлы. В эти файлы будут вложены: титул (один файл), план (второй файл), введение (третий файл), раздел первый плюс подраздел первый (четвертый файл), второй подраздел первого раздела (пятый файл) и т.д.
Отдельно хочу остановиться на анализе источников Интернет. Такая практика работы в последнее время начала преобладать в студенческой аудитории. Работа в сети Интернет может стать составляющей частью подготовки дипломной работы. Только хочется сказать студентам: будьте разборчивы! Не берите все подряд! Смотрите, с каких сайтов вы берете информацию, кто их авторы. Пользуйтесь официальными источниками — министерскими сайтами, сайтами научных библиотек, авторскими сайтами преподавателей соответствующих дисциплин. Недопустимо использование текстов дипломных работ, выложенных для всеобщего ознакомления! Старайтесь найти научное подтверждение информации, найденной в Интернет.
После накопления достаточного количества информации из научных источников, тщательно изучите, систематизируйте и начните работу над текстом дипломной работы. Путем анализа литературы, автор должен представить тот или иной вопрос, предусмотренный планом дипломной работы. Следует иметь небольшой план-структуру логического и последовательного изложения материала по каждому пункту плана.
В первом разделе дипломной работы рассматриваются основные теоретические положения поднятой проблемы. Он может состоять из 2-3 подразделов. Первый из них должен содержать аналитический обзор отечественных и зарубежных публикаций по теме исследования. В данном подразделе излагаются научные результаты относительно поставленной проблемы, полученные разными авторами, раскрываются полученные ними научные факты, которые интерпретируются автором в аспекте темы дипломного исследования. Сначала анализируют философские, психологические, историко-педагогические источники, взгляды классиков педагогики на рассматриваемую проблему в хронологическом порядке. После — работы зарубежных и отечественных педагогов, которые занимались изучением проблемы, или изучали определенные ее аспекты. Автору необходимо показать свое отношение к их мыслям, соответственно обосновывая свою точку зрения на проблему. Для того, чтобы анализ был глубоким, полным и учитывал современные тенденции развития теории и практики дошкольного воспитания, целесообразно осуществить обзор периодической профессиональной прессы по теме исследования не менее, чем за последние 5 лет.
Во втором подразделе теоретического раздела раскрывается психологическая основа исследуемой проблемы, или рассматривается комплекс методов, приемов, средств, форм организации, с помощью которых возможно влиять на развития исследуемого явления.
В третьем подразделе размещают обзор научных работ, посвященных предмету исследования. Раскрывается его сущность и структура.
Каждый подраздел дипломной работы должен заканчиваться короткими выводами, в которых отображаются основные положения исследования того или иного вопроса, определенного в плане. Между подразделами желательным является наличие «переходов», которые в сжатой форме подводят итог тому, что сделано и анонсируют дальнейший ход мысли автора работы.
Полученный черновой вариант теоретического раздела дополняется, уточняется в процессе сбора фактического материала.