Индекс цитирования

postheadericon Воспитываем культуру поведения

В поведении старших дошкольников ярко выступает связь нравственных качеств личности с интеллектом, познавательными интересами, отношением к окружающему миру, деятельности, взрослым, сверстникам, самому себе.

В процессе обучения ребенок уже может быть сдержанным, действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом соответствующие волевые усилия. Но эти качества только начинают развиваться, поэтому их необходимо разносторонне закреплять и углублять. Главным в работе с детьми остается такая организация жизнедеятельности, которая формирует позитивный опыт общения, доброжелательное отношение к окружающим. Наряду с этим идет систематизация тех представлений о нормах поведения, которые у ребенка уже сформированы. С детьми этого возраста целесообразно проводить этические беседы.

Поведение детей этого возраста свидетельствует о том, что постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков (хорошо – плохо) к обобщению понятий о хорошем поведении. Именно усвоение этических понятий в системе помогает старшим дошкольникам разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости, формирует начальные представления о человеческом достоинстве. Влияние нравственного сознания на саморегуляцию поведения ребенка еще невелико, но в этом возрасте дети уже в состоянии оценивать как собственное поведение, так и поведение окружающих.

Культурно-гигиенические навыки

Совершенствуйте навыки личной гигиены детей, аккуратность и культуру приема пищи. Показателем их сформированности является время, которое затрачивает ребенок на гигиенические процедуры, качество их выполнения, самостоятельность ребенка.

Умывание. Продолжайте накапливать представления детей о здоровье и здоровом способе жизни, значении гигиенических процедур, закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики, активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья.

Уход за вещами, игрушками. Ребенок должен уметь самостоятельно, или только в отдельных случаях по напоминанию взрослого, следить за своими вещами и игрушками, приводить их в порядок, аккуратно складывать, поддерживать порядок в течение длительного времени. Знать, что, завершив действия с игрушками, или вернувшись с прогулки, следует сложить свои вещи, привести их в тот вид, который требуется, и только потом переходить к следующей деятельности.

Культура питания. Закрепляйте навыки культуры питания, сформированные на предыдущих возрастных этапах. Приучайте ребенка красиво сидеть за столом, не спешить во время еды, не баловаться, не смеяться, доедать блюдо до конца, следить за чистотой стола и одежды во время еды, благодарить. Начинайте приобщать детей к процессу подготовки к трапезе и уборке после нее: накрывать на стол, ставить тарелки, чашки, раскладывать ложки и вилки, выкладывать хлеб на тарелку, раскладывать салфетки, убирать посуду. Формируйте понимание детьми значения пищи для нормального функционирования организма и здоровья человека.

Культура деятельности

Формирование привычки жить по определенному режиму. Формируйте у детей представление о гигиенических основах организации деятельности (необходимости просыпаться и ложиться в одно и то же время, пребывать в достаточно освещённом помещении, на свежем воздухе, правильном положении тела во время сидения или стояния и пр.).

Знакомьте детей с правилами безопасного поведения. Давайте сведения об отдельных возможных травмирующих ситуациях, важности сохранения органов чувств (зрения, слуха), некоторых приёмах оказания первой помощи в случае травмы (падение, порез), правилах поведения в общественных местах в случае болезни (во время кашля, чихания прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой), о некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предлагать чай, подать грелку, градусник и т.п.).

Чтение сказок. Продолжают формировать культуру слушателя. Приучают сидеть спокойно, внимательно слушать, соответственно реагируя на события. Закрепляют умение не разговаривать, не комментировать читающего или события. После завершения чтения продолжают учить детей отвечать на вопросы взрослого, уметь пересказывать содержание, делать определенные обобщения и выводы.

Игровая деятельность и труд. Детей учат следить за обувью и одеждой, осваивать приемы их чистки, формируют умение пришивать пуговицы. Также детей приучают помогать младшим детям приводить себя в порядок, аккуратно складывать вещи, следить за своим внешним видом.

В старшем дошкольном возрасте дети принимают участие во всем разнообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, театральных, играх-драматизациях, народных, хороводных, развивающих, играх с готовым сюжетом и правилами, подвижных играх, спортивных развлечениях и играх-экспериментах. Главная цель взрослого – обобщать игровой опыт ребенка, влияя на общее развитие дошкольника. Взрослому необходимо позаботиться о создании условий для активной, самостоятельной, творческой игровой деятельности детей.

Культура общения

У детей продолжают формировать уважение к окружающим, доброжелательность, волевые качества.

Со взрослыми. У детей продолжают воспитывать уважение к близким и родным, чувство близости с воспитателем, осознанное стремление порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным для окружающих. Также у детей формируют умение подчиняться требованиям взрослых, в своем поведении перенимать поведение хороших людей, литературных персонажей и т.п. Закрепляем умение детей обращаться к взрослым по имени и отчеству.

Детей учат с помощью взрослых в новых условиях, или самостоятельно в привычных условиях выбирать правильную линию поведения относительно взрослых людей разного возраста: проявлять уважение, заботу, доброжелательность, желание выполнять поручения. Также дети должны освоить умение реагировать на оценку поведения со стороны взрослых, понимать слова, характеризующие нравственную сторону поведения.

Со сверстниками. У детей шестого года жизни воспитывают сдержанность поведения в коллективе сверстников, умение строить позитивные взаимоотношения, решать конфликты, договариваться о совместных действиях, организовывать игры и т.п. Учат замечать состояние сверстников, сочувствовать им, проявлять желание помочь, поддержать.

У дошкольников развивают умение с помощью взрослого или самостоятельно объединяться для игр или другой деятельности, определять ход, распределять обязанности, оценивать результаты, проявлять настойчивость, не перекладывать обязанности на других. Также учат придерживаться установленных правил поведения, регулировать свою активность: соблюдать очередь, учитывать права других (взрослых и детей).

Прочтите также:

Оставить комментарий

РЕКОМЕНДУЕМ МАМАМ!
Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.