Индекс цитирования

postheadericon Как развивается ребенок на первом году жизни: диагностика

Еще в студенческие годы преподаватель психологии предложила нам интересное задание. Нужно было провести диагностику уровня психического развития ребенка первого года жизни, сделать анализ и сдать результаты на проверку. Сегодня я задумалась над тем, что такая информация пригодится всем родителям деток до года. Предлагаю ее читателям ДОШКОЛЯТ.

 

Автор методики Василка Манова-Томова. Восстанавливаю информацию по конспекту, поскольку возможности скачать книгу полностью пока не нашла.

Это очень длинная статья. Приготовьтесь к чтению и анализу. Следуйте инструкциям, отыскивая нужный вам возраст.

 1. Шкала оценки психического развития младенца

Диагностика начинается с 4 недель. Для наблюдения за ребенком выберите день, когда вашего малыша ничего не беспокоит, он весел  и спокоен, сыт и хорошо выспался.

Сначала знакомимся со шкалой и находим там возраст ребенка. Шкала состоит из 13 разделов, каждый из которых содержит 4 недели и показывает уровень психического развития ребенка по 4 показателям:

М — моторика, Д — сенсорная деятельность, ЭС — эмоциональная сфера, Р — речь.

 4 недели

М — поднимает голову на короткое время

Д — вздрагивает и вслушивается в громкий звук

ЭС — всматривается в человека, который наклонился над ним

Р — издает безсмысленные звуки и возгласы

8 недель

М — держит головку, когда ребенка берут на руки

Д — следит взглядом за движущимся предметом

ЭС — улыбается, когда к нему обращается человек

Р — издает тихие гласные и горловые звуки

12 недель

М — держит головку достаточно долго и опирается на ноги

Д — следит за движущимся предметом и поворачивает головку

ЭС — оживленно реагирует на обращение и улыбку человека

Р — агукает часто и долго

16 недель

М — поворачивает голову на звук

Д — достает и хватает висящие игрушки

ЭС — громко смеется, когда с ним играют

Р — произносит разнообразные звуки

20 недель

М — поворачивается со спинки на животик

Д — хватает и удерживает поданную игрушку

ЭС — по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей

Р — различает голосовую интонацию, с которой к нему обращаются

24 недели

М — пробует ползать

Д — сам берет игрушку, которая положена рядом

ЭС — всматривается в свое изображение в зеркале

Р — произносит случайные звукосочетания (ма, ба, на)

28 недель

М — пробует садиться самостоятельно

Д — долго играет с игрушкой

ЭС — радуется появлению знакомого и приятного человека

Р — произносит продолжительные звукосочетания

32 недели

М —  встает, опираясь на опору

Д — настойчиво тянется к игрушкам, которые находятся в отдалении

ЭС — радуется, играя со взрослыми в жмурки

Р — ищет взглядом предмет, про который спрашивают

36 недель

М — идет боком (по манежу, кроватке или удерживаясь за мебель)

Д — стучит одним кубиком о другой

ЭС — с удовольствием делает ручкой «до свидания» (невербальная коммуникация)

Р — подражает звукам и слогам

40 недель

М — ходит, держась за руку

Д — по-разному играет с разными игрушками

ЭС — радуется, когда его хвалят

Р — выполняет просьбу взрослого

44 недели

М — ходит за движущейся опорой

Д — кладет кубик или мячик в коробочку

ЭС — радуется, когда называют имя приятного человека

Р — произносит услышанные звуки

48 недель

 М — стоит без опоры

Д — пьет из чашки самостоятельно

ЭС — недовольно реагирует на запреты

Р — пробует произносить первые осмысленные слова

52 недели (1 год)

М — идет самостоятельно либо немного придерживаясь

Д — ставит кубики один на другой

ЭС — радуется после выполнения поставленной задачи

Р — произносит 5 и больше осмысленных слов

2. Использование шкалы для диагностики уровня психического развития ребенка

По специальной формуле вычисляем коэффициент развития

Он равен: возраст психического развития умножить на 100% и разделить на календарный возраст развития.

Календарный возраст — это реальный возраст ребенка к моменту исследования. Он определяется разницей между датой рождения и датой исследования по специальной шкале:

январь 4 недели + 3 дня

февраль 4 недели + 0 или 1 (если ребенок родился в высокосный год, то 1)

март 4 недели + 3 дня

апрель 4 недели + 2 дня

май 4 недели + 3 дня

июнь 4 недели + 2 дня

июль 4 недели + 3 дня

август 4 недели + 3 дня

сентябрь 4 недели + 2 дня

октябрь 4 недели + 3 дня

ноябрь 4 недели + 2 дня

декабрь 4 недели + 3 дня

Сначала складываем недели между датой рождения и исследования и отдельно дни. Полученную сумму дней делим на 7 и прибавляем к сумме недель. Если остался остаток 5-6 дней — округляем к 1 неделе, если 4 и меньше — отбрасываем.

Например, ребенок родился 1.09. Исследование проводим 14.06.

Календарный возраст = 41 неделя.

 Определяем возраст психического развития

 В соответствии с календарным возрастом определяем раздел в шкале психического развития (см. п.1) и готовимся к диагностике всех четырех показателей этого раздела. Но посколько возраст развития и календарный возраст никогда не совпадают — готовиться к диагностике всех показателей оного раздела вперед и одного назад (плюс еще 2-3 раздела). Т.е., если возраст ребенка 41 неделя, готовимся к диагностике показателей с 28 по 44 неделю. Сразу прошу взрослых не пугаться. Редко бывает так, что все показатели будут соответствовать 41 неделе. Получится примерно так:

Календарный возраст — 41 неделя

М — 40 недель, Д — 44 недели, ЭС — 36 недель, Р — 32 недели 

Переживать из-за такого разброса не стоит. Для того мы и проводим диагностику, чтобы знать, в каких показателях ребенок опережает развитие, а над какими нужно поработать (подобрать игры, позаниматься, подобрать нужные игрушки и т.п.).

Расчитываем коэффициент психического развития

Чтобы определить возраст психического развития находим среднее арифметическое: складываем М+Д+ЭС+Р и делим на 4. В нашем примере получится 38 недель.

Чтобы высчитать коэффициент психического развития нам нужно:  возраст психического развития  умножить на 100% и разделить на календарный возраст. У нас получилось 93.

3. Значение коэффициента психического развития

78 и меньше — очень слабое развитие.

от 79 до 80 — пограничные случаи. Они характеризуются тем, что низкое развитие обусловлено легкими поражениями нервной системы. Таких детей следует серьезно обследовать, чтобы установить принину задержки развития. Если этого не сделать и специально с ними не работать, дети могут прейти в категорию сильно отстающих и в перспективе изменить возможности ребенка будет практически невозможно.

от 81 до 89 — слабое развитие. К этой группе можно отнести детей:

  • с ограниченными возможностями (больные дети, дети в санаториях, лежащие в гипсе и т.п.)
  • педагогически запущенные. Эти дети, попадая в нормальные условия, словно расцветают — быстро прорываются вперед в своем развитии.

от 90 до 109 — нормальное развитие.

от 110 до 119 — высокое развитие.

от 120 до 129 — очень высокое развитие. Эти дети чрезвычайно активны, из-за них бывает много проблем, поскольку они требуют повышенного к себе внимания.

4. Проверяем показатели

А теперь осталось только проверить показатели. Итак: найдите нужные разделы, подготовьте необходимые материалы. Фиксируйте проявления в блокнот. А когда все показатели будут проверены — расчитайте и соотнесите полученные результаты со значением коэффициента развития.

Показатели нормы развития моторики

4 недели 

Способ выявления: ребенка кладем на животик.

Норма: если ребенок несколько раз поднимает гоовку и удерживает ее 2-3 секунды.

8 недель 

Способ выявления: очень осторожно берем ребенка на руки и поддерживаем под спинку. Наблюдаем, держит головку или кладет к вам на плече.

Норма: держит головку 1-2 минуты.

12 недель 

Способ выявления: берем на руки, смотрим, как держит головку (4-5 минут). Берем ребенка таким образом, чтобы его стопы касались ровной поверхности.

Норма: ребенок нащупывает поверхность и пытается опереться, оттолкнуться (если ножки поджал — показателя нет).

16 недель 

Способ выявления: подходим к ребенку сзади или сбоку на расстоянии 1,5-2 м. так, чтобы ребенок не видел и звоним погремушкой.

Норма: ребенок на две попытки дважды поворачивает голову (только помните, что у ребенка большое время реакции на раздражитель — подождите немного).

20 недель

 Способ выявления: положить ребенка на просторном твердом месте на спинку, сбоку от ребенка положите яркую игрушку, предварительно показав ее.

Норма: если с трех проб ребенок хотя бы раз перевернулся на животик.

24 недели 

Способ выявления: кладем ребенка на животик; впереди кладем яркую игрушку.

Норма: если ребенок хотя бы на несколько сантиметров продвинулся к игрушке сам или опираясь на ладонь взрослого.

28 недель 

Способ выявления: ребенка кладем на спину, показываем игрушку. Медленно горизонтально отводим игрушку от ребенка, наблюдаем, чтобы ребенок повернул за ней голову, а после — медленно поднимаем вверх таким образом, чтобы достать ее можно было только сидя.

Норма: ребенок пробует сесть (можно с опорой) и хотя бы один раз из трех проб у него получилось.

32 недели 

Способ выявления: демонстрируем игрушку, поднимаем кверху так, чтобы взять ее можно было только встав.

Норма: из трех проб — хотя бы один раз встал сам.

36 недель 

Способ выявления: ставим малыша в манеже, показываем игрушку и тихонько передвигаем ее вдоль манежа.

Норма: ребенок делает 3-4 шага вдоль опоры.

 40 недель

Способ выявления: аналогичный 36 неделям.

Норма: из трех проб дважды малыш делает 4-5 шагов.

44 недели 

Способ выявления: в качестве опоры может быть коляска.

Норма: ребенок делает 5-6 шагов толкая перед собой коляску.

48 недель 

Способ выявления: в спокойной обстановке в присутствии близкого лица очень спокойно отойти от ребенка, оставив его стоять.

Норма: из трех проб ребенок простоял 20-30 сек.

52 недели 

Способ выявления: аналогичный 48 неделе.

Норма: если прошел 5 м. держась за маму либа 2 м. с трех проб самостоятельно.

Показатели нормы сенсорной деятельности 

4 недели 

Способ выявления: в момент, когда ребенок плачет, подойти на расстоянии 1-2 м. и позвонить звоночком. Через некоторое время ребенок замолкает.

Норма: с трех проб дважды наблюдаем слуховое сосредоточение.

8 недель 

Способ выявления: яркой игрушкой проводим на расстоянии 1 м. от ребенка.

Норма: с трех проб один раз ребенок проследил за игрушкой взглядом.

12 недель 

Способ выявления: на расстоянии 1 м. от груди ребенка водим предметом.

Норма: с трех проб — дважды повернул голову вслед за предметом.

16 недель 

Способ выявления: аналогично 12 неделям.

Норма: с трех проб две — успешные.

20 недель 

Способ выявления:  аналогично 12 неделям.

Норма:  с четырех проб две — успешные.

24 недели 

Способ выявления: кладем ребенка на животик; яркую игрушку — рядом в поле зрения.

Норма: из четырех попыток — дважды взял игрушку.

28 недель 

Способ выявления: ребенок лежит, даем ему игруку.

Норма: держит игрушку больше 1 мин.

32 недели 

Способ выявления: кладем игрушку в поле зрения на расстоянии 1-2 м.

Норма: после трех проб один раз заметил игрушку и энергично двинулся к ней.

36 недель 

Способ выявления: покажите, как это делается.

Норма: повторяет движение.

40 недель 

Способ выявления: дать мячик, кубик, погремушку, куклу одну за другой (каким-то предметом можно проиграть вместе с ребенком).

Норма: из трех возможных способов действия с игрушкой — выполняет два.

44 недели 

Способ выявления: показать, как маленький предмет попадает в большой: «Кубик вошел в домик».

Норма: из трех проб две повторяет правильно.

48 недель 

Способ выявления: аналогично 44 недели.

Норма: хотя бы один раз из двух проб.

52 недели 

Способ выявления: два кубика даем ребенку, два — себе; «Я сейчас сделаю трубу» (положите кубик на кубик), «И ты тоже сделай трубу».

Норма: из трех проб один раз сделал сам или из трех проб две — с помощью взрослого.

Показатели нормы эмоционально-социального развития 

4 недели 

Способ выявления: когда ребенок бодрствует, кладем на спинку, наклоняемся над ним и ласково заговариваем.

Норма: из трех попытом один раз на несколько секунд задерживает взгляд на лице.

8 недель 

Способ выявления: аналогично 4 неделе.

Норма: из трех проб один раз улыбнулся.

12 недель 

Способ выявления:  аналогично 4 неделе.

Норма:  дважды из трех проб ребенок оживляется при воздействии.

16 недель  

Способ выявления: покачивать, подбрасывать (так, как вы с ним играете).

Норма: из трех проб дважды засмеялся.

20 недель 

Способ выявления: пригласите поучавствовать еще двух человек. По очереди ребенка на руки берут знакомый взрослый, кто-то из близких и совсем посторонний человек.

Норма: положительная реакция на знакомого и сдержанная или негативная на незнакомого.

24 недели 

Способ выявления: возьмите ребенка на руки и подойдите к большому зеркалу на расстоянии 30-35 см. Если ребенок не реагирует спросите: «Кто там, кого ты видишь?»

Норма: ребенок проявляет интерес, тянется руками к зеркалу хотябы один раз из трех попыток.

28 недель 

Способ выявления: взрослый выходит из комнаты на 5-10 мин., а потом заходит.

Норма: из трех проб один раз обрадовался.

32 недели 

Способ выявления: усадите ребенка и очень аккуратно легкий платочек положите на головку: «Где Сашенька?». Снимите платочек «Вот он Сашенька!».

Норма: из трех раз дважды была позитивная реакция (смех, движение рук).

36 недель 

Способ выявления: показать 3-4 раза (если не знает).

Норма: из трех раз дважды показал.

40 недель 

Способ выявления: дать задание: «Дай мне мячик», «Положи куклу». Похвалите.

Норма: радуется после похвалы.

44 недели 

Способ выявления: передайте малыша кому-нибудь; пусть он скажет: «Сейчас мама прийдет».

Норма: оживленная реакция.

48 недель

Способ выявления: когда ребенок перебираясь по комнате тянется к чему-то, запретите это делать.

Норма: ребенок проявляет недовольство (если ребенок не слышит и продолжает действие — нормы нет).

52 недели 

Способ выявления: попросите близкого человека дать ребенку задание: «Поставь кубик на кубик» или «Сложи кубики в коробок» (время выполнения задания значения не имеет).

Норма: выполняет задание; в двух случаях из трех — обрадовался (радость не должна быть бурной).

Показатели нормы развития речи

4 недели 

Способ выявления: ребенок должен быть сыт, лежать в кроватке; постойте несколько минут недалеко от ребенка.

Норма: в течении 10 минут произносит хотя бы несколько звуков.

8 недель 

Способ выявления: через 15-20 минут после кормления подойти к кроватке и послушать.

Норма: голосовые звуки и горловые, похожие на «т», «к» (запишите, сколько времени слушали и какие звуки услышали).

12 недель 

Способ выявления: слушаем ребенка.

Норма: агуканье одноразовое, сплошное либо с интервалом (зафиксируйте время слушания и какое было агуканье).

16 недель 

Способ выявления: запишите звуки, которые произносит ребенок.

Норма: гласные (а, о, и), горловые (г, к, х) иногда (т, м, л, д, п, б). Каждый звук должен быть произнесен дважды.

20 недель 

Способ выявления: обращаемся к ребенку с разной интонацией.

Норма: ребенок различает интонацию и голоса с двух проб.

24 недели 

Способ выявления:  слушаем ребенка.

Норма: произносит два звукосочетания не зависимо, разные или одинаковые.

28 недель 

Способ выявления:  слушаем ребенка.

Норма:  указать длительность времени и частоту (звуки не записывать).

32 недели 

Способ выявления: назвать два предмета, которые хорошо знакомы ребенку «Где ляля?» и т.п.).

Норма: ребенок адекватно реагирует на обе просьбы.

36 недель 

Способ выявления: произносим звуки и слоги, слушаем малыша.

Норма: если ребенок два звукосочетания или два слова вточности повторил.

40 недель

Способ выявления: попросите показать игрушку, название которой ребенок хорошо знает.

Норма: на две просьбы показывает обе игрушки.

44 недели 

Способ выявления: 2-3 вопроса задает близкий человек (ответы на эти вопросы ребенок должен знать!) «Как говорит собачка?», «Как говорит коровка?», «Как говорит курочка?».

Норма: три вопроса, три ответа.

48 недель 

Способ выявления: смысл слов не важен.

Норма: абсолютно ясно видно, что словом ребенок обозначает предмет, человека и действие.

52 недели 

Способ выявления: слушаем ребенка.

Норма: записываем не менее 5 слов, которыми ребенок постоянно называет одних и тех же людей, предметы и действия.

Вот, пожалуй, и все! Надеюсь, предложенная диагностика будет помогать вам в течении первого года жизни вашего ребенка. Поделитесь результатами! С удовольствием порадуюсь за успехи и постараюсь помочь с вопросами. Жду обратной связи.

Прочтите также:

6 комментариев к записи “Как развивается ребенок на первом году жизни: диагностика”

  • Спасибо Виктория Анатольевна за такой титанический труд — диагностика Мановой-Томовой сегодня подзабыта, хотя родителям младенцев здесь явно есть чему поучиться. Иногда поражаюсь молодым мамочкам, которые только к 2-3-4 годам спохватываются, что ребёнок отстаёт в развитии от сверстников. А на первом году жизни даже не думают о развитии собственного ребёнка.

  • Стану Папой- прибегу к вам на сайт. Спасибо большое за полезную информацию.Удачи в продвижении

  • Очень=очень полезная и подробная статья о наших любимых детках. Я обязательно все это отпечатаю для себя и своих детей. Невестка скоро должна рожать, поэтому ей это очень пригодится. Спасибо. Мне кажется, что это должна знать каждая мама.

    • Viktoria:

      Спасибо! Заглядывайте чаще! Буду стараться оперативно обновлять материалы и публиковать новые статьи.

  • Вот это диагностика!
    Считать — не считала, но всё, что касается почти шестимесячного ребёнка посмотрела. У меня племянница родилась в высокосный день(29 февраля). Так все показатели уже перещеголяла — это точно.
    Ползает по дому, сидит(правда, когда устаёт, то шатается) и топает, когда держат под руки. Ма, ба, па- есть тоже. Игрушки тоже все достает. Особенно тогда. когда никто не видит (хи-хи).
    Мои уже побольше возрастом, а она удивляет своими необычными ранними достижениями. Хотя я и сторонник раннего сидения и хождения, но там где то моторчик и ничего не поделаешь.
    Спасибо за статью. Она наверняка заинтересует молодых мам.

  • Все очень подробно расписано, спасибо. Информация мне пригодится, т.к. скоро у нас будет второй малыш

Оставить комментарий

РЕКОМЕНДУЕМ МАМАМ!
Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.