Есть такая профессия — социальный педагог
С 1991 года профессия социального педагога приобрела официальный юридический статус. В 2002 году она включена в официальный перечень профессий, принятый в Украине. К сожалению, на сегодня не каждое учебное заведение может похвастаться наличием данного специалиста в своем штатном расписании.
А жаль! Уже давно признана особая роль социальных педагогов в таких важных аспектах жизни наших детей, как вхождение в социум и приобретение социального опыта. И касается это не только детей дошкольного возраста. Но специфика нашего сайта позволяет нам говорить только о ДОШКОЛЯТАХ. Итак…
Ни для кого не секрет, что наряду с семейным воспитанием, дошкольное образование формирует основы социокультурного становления личности, обеспечивая приобретение ребенком комплекса ключевых компетентностей. Получив первый жизненный опыт в семье, с приходом в детский сад малыш учится адаптироваться к новым жизненным условиям, общаться с другими детьми и взрослыми, продолжает формировать отношение к самому себе и т.д. Реалии сегодняшней жизни в саду красноречиво подтверждают тот факт, что воспитатель не всегда имеет возможность быстро и качественно оказать грамотную психологическую помощь вновь поступившему в группу ребенку, решить вопросы детских неврозов, охватить своим вниманием все проблемы ребенка (в том числе и детей, имеющих особые социальные проблемы). Для этого действительно должен быть подобран особый специалист, компетентный в данных вопросах, располагающий временем, знаниями и средствами для их решения. И таких специалистов уже готовят в высших учебных заведениях. Это социальные педагоги.
Рассмотрим основные направления деятельности социального педагога дошкольного образовательного учреждения:
- ознакомление с ребенком, семьей, изучение ее состава, структуры, типа, бытовых условий, воспитательного потенциала, характера взаимоотношений;
- изучение социально-педагогических особенностей ребенка, родителей, а также социально-педагогического влияния микросреды на растущую и развивающуюся личность ;
- организация воспитательных и образовательных контактов с личностью, которая нуждается в помощи;
- социально-психолого-педагогическая помощь и поддержка ребенка и семьи в кризисных ситуациях;
- коррекция взаимоотношений, способов социальных действий;
- социально-профилактическая работа;
- развивающе-коррекционная и реабилитационная (при необходимости) работа;
- оказание помощи, поддержки семьи по запросу семьи;
- посредничество.
А теперь перейдем к профессиограмме социального педагога. Ней определены ведущие должностные обязанности социального педагога дошкольного образовательного учреждения:
- защита интересов детей, оказание им разных видов помощи;
- выявление детей, которые требуют опеки, помощи, социального патроната;
- изучение условий жизни, социального развития, трудностей, проблем;
- определение семей социального риска;
- предупреждение конфликтных ситуаций, отклонений в поведении;
- обеспечение жизни и здоровья детей, безопасного и комфортного проживания как в семье, так и пребывания в детском саду;
- профилактика детского бытового и дорожно-транспортного травматизма;
- популяризация здорового способа жизни, формирование его основ;
- оказание помощи родителям в воспитании и присмотре за детьми;
- изучение интересов, потребностей детей в разных видах деятельности;
- способствование социальной адаптации детей к новым условиям жизни, успешной социализации;
- взаимодействие с педагогическими, медицинскими работниками, специалистами социальных служб, органами опеки и заботы;
- участие в методической работе, систематическое повышение квалификации и профессионализма.
Итак, в своей профессиональной деятельности социальный педагог выполняет несколько ролей. Он защитник, социальный терапевт, посредник, консультант, эксперт, общественный деятель.