Социальные педагоги учатся работать с дошкольниками
Профессия социальный педагог — непростая, но очень интересная. Например, среди направлений деятельности этого специалиста есть такое: формирование у детей представлений о правилах дорожного движения. Конечно же, воспитатели тоже занимаются с детками этим вопросом. Социальный педагог, работая с педагогическим коллективом способен, например, организовать развлечение для детей, где можно будет не только повеселить детвору, но и проверить, как они усвоили правила дорожного движения.
Если вы возьмете любую Программу воспитания в детском саду — обязательно найдете возрастные требования к знаниям по этому разделу. А как же их реализовать в развлечении? Давайте рассмотрим на конкретных примерах.
Мои студенты четвертого курса неделю назад получили задание — составить развлечение для дошкольников 4-6 лет, охватив максимальное количество знаний по правилам дорожного движения в одном развлечении. Поток из 41 студента был разделен на три подгруппы. Каждая подгруппа занималась подготовкой своего сценария самостоятельно. Я за это время нашла три дошкольных учреждения Харькова, в разный районах, договорилась с заведующими, которые выбрали предложенные сценарии по своему вкусу. Так и получилось, что студенты распределились по предпочтениям от их желаний независящим.
Первый сценарий был таков:
«Приключения Незнайки на дороге»
Действующие лица: ПДДешка, Незнайка, Светофор, Инспектор ДПС, Бабушка, Водитель, Ученица и Инструктор по вождению.
Выходит волшебница – ПДДешка.
ПДДешка: Здравствуйте ребята! Я добрая волшебница дороги – книга правил дорожного движения. Все называют меня ПДДешка. Я помогаю пешеходам и водителям.
Входит плачущий Незнайка.
ПДДешка: Ребята, смотрите, а кто это там плачет? Это же Незнайка! Иди к нам, расскажи, чего ты плачешь?
Незнайка:
Попав в большой и шумный город
Я растерялся, я пропал…
Не знаю знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус по пути.
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти.
Ребята, вы мне помогите
Домой меня вы отведите.
ПДДешка: Не плачь, Незнайка! Ты знаешь дорогу домой?
Незнайка: У меня была карта, но осталась только её часть, всё остальное я по дороге потерял.
ПДДешка: Ребята, поможем Незнайке найти карту и добраться до дома?
А чтобы мы передвигались быстрее, давайте все сядем в поезд и отвезем его, а по пути я расскажу вам много интересного о правилах дорожного движения! Ну что, ребята, в путь?! Берите у кондуктора билетики и заходите в наш поезд.
Дети берут билеты и парами заходят в импровизированный поезд. ПДДешка едет с ними. Первым на пути к дому Незнайки встречают Светофор.
ПДДешка: Ребята, вы знаете кто это?
Светофор: Ребятам помогаю круглый год на всех дорогах я стою, чтоб вы без страха перешли, сигналы подаю. Вот красный свет вначале я зажег: дружок, не торопись и, чтоб дорогу смело перейти, зеленого дождись. Зажег я желтый на твоем пути, ты вновь, дружок, не торопись, и не спеши переходить, терпенья наберись. Но вот зеленый вспыхнул впереди – теперь препятствий нет. Друзей своих ты за руку бери, налево, вправо посмотри и смело в путь иди!
Чтобы узнать, куда вам дальше ехать нужно ответить на мои вопросы. Я сейчас их буду задавать, а вы отвечать «Да» или «Нет».
Светофор: Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения?
Дети: Да.
Светофор: Вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу?
Дети: Нет.
Светофор: Ну, а зеленый свет горит, вот тогда можно идти через улицу?
Дети: Да.
Светофор: Сел в трамвай, не взяв билет. Светофор: Так поступать полагается?
Дети: Нет.
Светофор: Старушка — преклонные очень года. Ты место ей уступишь?
Дети: Да.
Светофор: Молодцы, ребята! Раз вы так хорошо знаете, давайте поиграем, я буду показывать цвет а вы выполнять движения. Если я покажу красный свет вы стоите на месте и не шевелитесь, желтый — будете топать ногами, зеленый – бегаете на месте.
Светофор: Умнички, теперь вы всё обо мне знаете. Я отдам вам часть карты, которую Незнайка потерял возле меня. Счастливого пути!
Дети возвращаются в «поезд». Едут дальше. Встречают Инспектора ДПС.
Инспектор:
По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
ПДДешка: Здравствуйте Инспектор, мы с ребятами везем Незнайку домой, но куда ехать дальше не знаем, дайте нам, пожалуйста, вашу часть карты.
Инспектор: Я дам вам карту, если вы мне поможете. Налетел ураган, и все знаки сдуло, а без них я не могу работать.
ПДДешка: Ребята, давайте поможем Инспектору!
Дети собирают знаки, разрезанные на части, как пазлы, после чего называют и объясняют что за знаки они собрали. (пешеходный переход, велосипедная дорожка, движение пешеходов запрещено, автобусная остановка)
Инспектор: Спасибо, дети! Вы мне очень помогли. Возьмите часть карты!
Дети продолжают движение на «поезде». Встречают бабушку.
Бабушка: Деточки, помогите, пожалуйста, старенькая я, не могу дорогу сама перейти.
ПДДешка: Дети, а вы знаете, как нужно переходить улицу?
Давайте сделаем бабушке пешеходный переход и переведём её.
(Дети из листов бумаги делают переход и переводят бабушку)
Бабушка: Спасибо вам, мои дорогие, что бы я без вас делала! У меня ещё одна просьба к вам, я нашла листок, там наверное, что-то очень важное написано, а я не могу прочитать, не вижу.
ПДДешка: Ребята, так это же часть нашей карты! Бабушка, это наш листок, отдайте нам, пожалуйста!
Бабушка: Ну, если ваш, забирайте конечно! Счастливой дороги!
Дети с ПДДешкой едут дальше. Остановились, чтобы спросить дорогу у водителя, стоявшего на обочине.
Водитель: Здравствуйте, дети! Я знаю, как вам проехать к дому Незнайки, но прежде, чем я вам скажу, разгадайте мои загадки. Я водитель, так что и загадки у меня про виды транспорта:
Сам не едет, не идёт,
Не подержись – упадет,
А педали пустишь в ход –
Он помчит тебя вперёд.
(велосипед)
Силач на четырех ногах.
В резиновых сапогах
Прямиком из магазина
Притащил на пианино.
(грузовик)
Дом на улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(автобус)
Дзинь – дзинь – дзинь. Что за звон?
По рельсам катится вагон
Внутри креслица стоят,
Люди в креслицах сидят.
Такой вагон, запоминай
Называется …
(трамвай)
Длинной шей поверчу –
Груз тяжелый подхвачу.
Где прикажут, положу,
Человеку я служу.
(подъемный кран)
Эй, не стойте на дороге!
Мчит машина по тревоге
А зачем ей так спешить?
Как зачем? Пожар тушить!
(пожарная машина)
Водитель: Молодцы ребята, всё правильно отгадали, вот вам дальнейший маршрут.
Едут дальше. Встречают инструктора по вождению и девочку-ученицу. Спрашивают дорогу.
Ученица: мы подскажем вам дорогу, а вы помогите мне, пожалуйста, научиться водить машину, я так стараюсь, но без вашей помощи никак не обойдусь.
Ребята делятся на команды, в руках руль, нужно обежать кегли, вернуться, передать руль следующему.
Ученица: Спасибо вам большое, теперь я буду отличным водителем! Вот ваш маршрут. Вы почти добрались! Удачи!
Едут дальше, приезжают к дому Незнайки.
Незнайка: Вот же он, мой дом! Ура! Я так рад! Спасибо вам ребята! Без вас я бы не добрался! Я столько нового узнал, все-все правила теперь знаю!
ПДДешка: Пожалуйста, Незнайка! А давай проверим, как ты и ребята запомнили то, что узнали во время нашего путешествия. Скажите ребята:
Где должны ходить пешеходы?
Где можно переходить проезжую часть дороги?
Как на дороге обозначается пешеходный переход?
Какие сигналы светофора вы знаете?
На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
Молодцы ребята! Вы сегодня сделали хорошее дело, помогли Незнайке и узнали правила дорожного движения! Ну а мне пора к другим деткам, которые еще не знают этих правил! До встречи!
После того, как сценарий был согласован, мы продумали костюмы и пришли в сад. Все, казалось было готово. НО! Музыкальный руководитель предложила одеть моих героев ярче — и достала из шкафа свои костюмы. Так загадочным и невероятным образом, например, инструктор по вождению превратился в Карлсона, ПДДшка из волшебницы — в книгу правил дорожного движения. Все мои студентки преобразились под удивительными нарядами! Это добавило смелости и позитивных эмоций. Подобрав музыкальное сопровождение мы пришли в зал, еще раз прошли сценарий и тут к нам привели детей.
Вот, что и как было дальше:
Следующая подгруппа проводит свое развлечение завтра. Так что продолжение следует!
Виктория, да вы просто молодец!!!! Именно такие задания, супер практикоориентированные, и должны получать наши студенты. Именно так они видят и понимают, ЗАЧЕМ учатся.
Благодарю, коллега. Именно за возможность так работать я и люблю свое дело!