Общие правила воспитания культуры поведения
1. Дети второго года жизни способны усвоить гораздо больший объем знаний в игровой форме, сравнительно с предыдущим возрастным этапом. Знания, которые усваивают малыши имеют, преимущественно, практический характер. В этом возрасте дети эмоционально откликаются на музыку, художественное слово, ритм, интонацию. Эту особенность следует учитывать во время организации общения с малышом для формирования у него необходимых умений и навыков.
2. Именно в этом возрастном периоде малыш усваивает отдельные правила поведения: учится слушать требования взрослого и выполнять их, исполнять просьбы и поручения, по собственной инициативе обращаться к взрослому. У ребенка появляются простейшие взаимоотношения с другими детьми (проявление интереса, подражание поведению, стремление играть рядом, попытки включится в деятельность других детей и другие). Для того чтобы процесс воспитания был эффективным, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, не следовать моде или сравнивать с другими детьми, а организовывать воспитание по индивидуальной программе развития.
3. Помните, что воспитательный процесс хоть и имеет целенаправленный характер, но собственно воспитание осуществляется каждый день, каждую минуту Вашего общения с ребенком. Естественно, можно взять куклу и показать ребенку последовательность одевания, специально организовав эту работу как показ. Но такая работа будет пустой, если повседневно Вы не будете закреплять приобретенные знания в практической деятельности, будете делать действия, продемонстрированные с помощью куклы, вместо ребенка.
4. Продолжайте формировать у малышей позитивные привычки, воспитывайте элементарные нормы и правила послушания, умение выполнять простые трудовые поручения или требования. Также следует формировать у малышей первые эстетические чувства.
5. У детей этого возраста важно сформировать умение сообщать взрослому про необходимость посещения туалета, формируя привычку к чистоте и аккуратности; навыки культуры общения. Знакомьте детей с наиболее доступными предметами личной гигиены: мыло, расческа, носовой платок, полотенце, салфетки. Учите их пользоваться этими предметами, формируйте привычку следить за своим внешним видом.
6. Вы все больше времени проводите с ребенком на улице, в транспорте. Планируя переезд, не забудьте продумать, чем будет занят Ваш малыш в троллейбусе или другом транспорте. Понятно, что играть игрушками не удобно, но смотреть в окно на машины тоже быстро надоест. Выучите с ребенком несколько стихотворений и поиграйте с пальчиками, вспомните, как правильно умываться, что Вы делали с куклой Катей сегодня утром, – дорога будет короче, а Вы сможете закрепить определенные знания и умения, предложить малышу полезную, эмоционально насыщенную деятельность. При этом перед поездкой правильно будет объяснить определённые правила поведения в транспорте, договориться с малышом об их соблюдении.
Старшей дочери 2,9 года, младшей на днях исполнится годик.Поэтому очень интересуюсь сайтами, посвященным воспитанию детей. У Вас прочитала очень нужные статьи. Буду заглядывать регулярно.
Вопросы культуры поведения очень здорово усваиваются еще и через сказку, особенно персонализированную. Я на своем сайте публикую такие сказки. Очень полезная статья у Вас. Твитнула. Спасибо.